Рынок интернет-рекламы за 2012 год
- Подробности
- Категория: Статьи
- Создано 24.02.2013 15:54
АКАР подвела итоги развития российского рекламного рынка за 2012 год. Итоги подведены, и можно сделать небольшой анализ.
Сразу можно отметить, что интернет-реклама продолжает бурно развиваться. В 2011 году она опередила наружную рекламу и рекламу в СМИ и переместилась на второе место после телевизионной рекламы. В 2012 году интернет-реклама сохранила это второе почетное место. За прошлый год рекламный бюджет в российском интернете вырос на тридцать пять процентов, а весь остальной рынок на тринадцать процентов. В 2012 году объем рекламы в интернете составил 56,3 миллиарда рублей, что в процентном отношении составляет 18,9 процентов от всего рынка рекламы в России.
Этот рост можно объяснить продолжающимся ростом интереса к социальным сетям, а также увеличением объема видеопросмотров. Социальные сети представляют собой уже полноценный канал с большой медийной составляющей. Огромная аудитория социальных сетей не осталась незамеченной рекламодателями. Да и технология подачи рекламы стремительно меняется. Кто пользуется интернетом регулярно, уже почувствовал на себе эти изменения. Реклама стала направленной на конкретного пользователя. Все ваши заполненные профили, ваши поиски в сети отслеживаются. Далее делается вывод о ваших возможных интересах и пристрастиях, а затем подбирается реклама специально для вас. Начал развиваться показ рекламы определенной аудитории по принципу аукциона. Этот показ называется RTB.
Всю рекламу в интернете можно разделить на контекстную и медийную. Контекстная - в виде текстов, а медийная – с помощью медийных средств (звук и изображение). Темпы роста контекстной рекламы составили сорок пять процентов (по сравнению с 2011 годом), а объем достиг 38,4 миллиардов рублей. У медийной рекламы эти показатели поскромнее: 17 процентов и 17,9 миллиардов рублей соответственно. С учетом того, что темп роста в 2011 году составлял сорок пять процентов, становится понятным опасения представителей рекламного рынка относительно развития медийной рекламы.
Попробуем определить причину такого волнения. Причиной является то, что в 2012 году замедлился приток денег на весь рекламный бизнес. Это больше отразилось на медийной части интернет-рекламы.
Другой причиной тревоги явилось неравномерное распределение роста бюджета на рекламу. На рисунке вы можете увидеть, что первое полугодие было хорошим, во втором наблюдался значительный рост, в третьем рост замедлился, а в четвертом практически прекратился. Рассмотрим, что же повлияло на ситуацию с медийной рекламой.
Здесь можно выделить ряд факторов.
- Экономический фактор. В европейских странах продолжается усиление экономического кризиса, отсюда и повышение уровня безработицы, и падение роста ВВП. Все это сказывается и на производителях товаров и услуг. Они уменьшают расходы денег на рекламу. Ограничивают средства на дорогие виды рекламы и упор делают на более дешевые виды рекламы, например в интернете.
- Политический фактор. В марте 2012 состоялись президентские выборы. А перед этим на рекламный рынок пришли деньги от предвыборных кампаний кандидатов в президенты. По оценкам специалистов, на медийную рекламу в интернете было затрачено в первом квартале сто миллионов рублей (по некоторым другим оценкам - шестьдесят миллионов рублей). Это составило четыре процента (два процента по другим оценкам) бюджета, большая часть была потрачена в феврале.
- Законодательный фактор. Были приняты дополнения к закону о рекламе, запрещающие рекламу алкоголя в интернете. До этого времени реклама алкоголя в интернете составляла пять процентов всей медийной рекламы. Эти дополнения вступили в силу в июле, поэтому производители алкоголя в июне усилили рекламу своей продукции, с целью израсходования бюджета на рекламу.
- Спортивный фактор. В июне состоялся Чемпионат Европы с участием футбольной команды России. В связи с этим официальные спонсоры команды усилили рекламную кампанию во втором квартале. Прямым конкурентам этих спонсоров пришлось в ответ тоже усилить свои рекламные кампании. В результате часть денег, предназначавшиеся для второго полугодия, были потрачены во втором квартале. По оценкам специалистов это составило примерно два-четыре процента.
Все вышесказанное объясняет то, что в первом полугодии были затрачены суммы на рекламу, значительно больше, чем было запланировано. Это привело к падению роста рекламы во втором полугодии. В третьем квартале наблюдался некоторый рост рекламы во время проведения Лондонских Олимпийских игр. Также некоторые рекламодатели активизировались осенью. Все это позволило достичь роста медийной интернет-рекламы в третьем квартале на девятнадцать процентов.
В четвертом квартале рост медийной интернет-рекламы составил только три процента. Это можно объяснить тем, что в 2011 году были парламентские выборы, на которые были затрачены большие средства. По оценке специалистов эти средства составили приблизительно один-два процента, относительно ноябрьского бюджета. Поэтому точка отсчета для анализа роста в четвертом квартале была очень высокой. Кроме того высокая точка отсчета тянется с 2009 года, когда весь рынок рекламы упал на двадцать шесть процентов, а медийная интернет-реклама выросла на четыре процента. Причем наибольший рост наблюдался именно в четвертом квартале.
Анализ начала 2013 года показывает, что опасения насчет падения роста медийной интернет-рекламы не оправдались. Наблюдающийся рост этого сегмента рекламы позволяет предположить, что в 2013 году медийная реклама увеличится на девятнадцать-двадцать процентов.
Темпы роста контекстной рекламы должны снизиться до тридцати четырех-тридцати шести процентов. А в целом интернет-реклама по-прежнему будет развиваться быстрее, чем остальные виды рекламы. В недалеком будущем можно предположить, что интернет-реклама выйдет на первое место, опередив даже телевизионную рекламу.
- Исследование: развитие интернета в России 2012 года
- Россия — 13-я в списке привлекательных площадок для роста розничной онлайн-торговли
- Маркетинговые коммуникации в России в 2013 году - рост и объем рынка
Комментарии